Искусство гравюры

Искусство гравюры

В Галерее Союза художников России на Покровке, 37 открывается выставка «Искусство гравюры», собранная из избранных произведений, хранящихся в архиве АНО культуры «Дом графики «Челюскинская» СХ» и работ, предоставленных художниками Графической комиссии ВТОО «СХР» — ведущими графиками страны. В экспозиции представлены различные виды высокой печати: и ксилография, и торцовая гравюра, и линогравюра, монохромная и цветная, гравюра на картоне, фанере, пластике, а ещё травленая на металле, но так же выполненная способом высокой печати.
Собранная коллекция экспонировалась в Выставочных залах Дома графики «Челюскинская» в 2023 году, и насчитывала 378 произведений. На данной выставке в Галерее Союза художников России удалось показать более 130 графических листов.
Большая часть представленных работ выполнена в Доме Творчества «Челюскинская» в 1970–1990-е гг. Самые ранние гравюры — В.А.Фаворского 1920-х гг., подаренные когда-то Дому, а самые поздние — выполнены молодой художницей из Барнаула М.Демидовой в 2021 г. на нашей творческой даче.
Собрана выставка гравюры длиною в век, вместившая в себя несколько поколений графиков.
***
Сергей Михайлович Харламов (1942–2023), народный художник России:
«Сейчас гравюра как искусство вымирает, почти никто ей не занимается. Я недавно говорил об этом с художником Николаем Воронковым, и он согласен с моим мнением. Однако я все равно продолжаю работать, несмотря ни на что. Упадок гравюры связан с появлением компьютерных технологий, отсутствием подходящего линолеума. В линогравюре нужен не тот линолеум, который кладут на пол, а особый для резьбы.
В мое время искусство гравюры процветало. Существовали эстампные мастерские. Я делал гравюры, тиражировал, и все распродавалось. За картины получали серьезные деньги. Мы делали много копий с одной картины, например, до ста оттисков. Компьютерная печать, несмотря на развитие, не способна заменить гравюру. Здесь каждый штрих выполнен руками художника. Одну работу вырезаешь месяцами, а иногда и год, поэтому разница между обычной печатью и гравюрой огромная. Чтобы вырезать гравюры нужно большое терпение, или, лучше сказать, смирение.»

***
Николай Львович Воронков, народный художник России, академик РАХ, профессор:
На афише — гравюра Владимира Андреевича Фаворского «Акула». Удивительная работа! Она сделана как будто и вертикально, и горизонтально. И так может печататься, и эдак. И композиция, и мастерство резьбы — безупречны! Художник работал ведь и как резчик по дереву — деревянщик. График Илларион Владимирович Голицын — тоже деревянщик. Гурий Филиппович Захаров — тоже. Их деревянные гравюры замечательны.
Была когда-то выставка Иллариона Голицына, на которой наряду с напечатанными гравюрами он выставил и гравюрные доски — удивительно хорошо они были сделаны и прекрасны сами по себе: после печати черной краской ход резьбы становится особенно красив и выразителен. Доска уже сама становится произведением искусства. Поразительно!
Конечно, всё это требует сноровки, навыка и колоссального умения. И работы, работы, работы!
Когда выставки гравюры самостоятельны, они очень хороши и оригинальны. Художнику есть, где развернуться, подумать, проявить изобретательность, быть удивительным и неповторимым. Так же как и сама гравюра может быть выполнена на разных материалах: на дереве, картоне, пластике, на всём том, что выдерживает резьбу и печать, на всём, что даёт автору красноречиво и художественно высказаться.
Так что гравюра — это прекрасно. И художнику нужно только работать и работать. Это я всем и желаю.
Дата и место проведения выставки:
22.05 – 09.06.2024 г.
Галерея Союза художников России
Москва, ул. Покровка, д. 37

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.